Четверг
16.05.2024
21:57
Форма входа

Категории раздела
патриотическое воспитание [6]
материал по патриотическому воспитанию
программы и методический материал [6]
программы и методический материал по воспитательной работе
профориентация [5]
материал по профориентации
волонтерское движение [5]
документы и материал о волонтерском отряде <Парус Надежды>
патриотический отряд<Миротворец> [12]
материал о работе отряда
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • СПАСАТЕЛИ
    Главная » 2014 » Январь » 21 » «Школьный музей» (Программа кружка)
    08:08
    «Школьный музей» (Программа кружка)
        Пояснительная записка

     

                   В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

                  Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.

                 Дополнительная образовательная программа «Школьный музей» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании.

               Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

             Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

            Задачи:

    l     Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.

    l     Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;

    l     Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;

    l     Оформление и экспонирование материалов;

    l     Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.

    l     Организация научно-исследовательской работы

    l     Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.

                Концепция дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частной предметной итоговой технологии — музейной педагогики.

     

    Практическая культурно-образовательная

    деятельность музея

                                                                                                                                                                      

    Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.

     Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:

    l     Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций,  электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.

    l     Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии. 

    l     Творчество.  Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.

    l     Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами, первостроителями города.

    l     Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, чаепития для ветеранов и гостей школы.

           По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов  познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

          По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.

           Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик:

           - технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);

           - технологии диалога (при работе над содержательной стороной  необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка);

           - технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).

           Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.

           Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.

            Направления деятельности:

    ·                     Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

    ·                     Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

    ·                     Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

    ·                     Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.

    ·                     Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.

             Формы организации работы с музейной аудиторией:

    ·       лекции;

    ·       экскурсии;

    ·       консультации;

    ·       литературные и исторические гостиные;

    ·       киносеансы;

    ·       встречи с интересными людьми;

    ·       исторические игры, викторины;

    ·       проектная и исследовательская деятельность;

    ·       использование интернет – технологий;

    ·       создание видеопрезентаций;

    ·       посещение школьных музеев и музеев города и области;

    ·       оформление выставок, обновление экспозиций;

    ·       встречи с ветеранами войны.

                Прогнозируемые результаты:

                1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории г. Армавира, Краснодарского края  и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

                2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное  прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

            3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников. 


        
    Категория: патриотическое воспитание | Просмотров: 1942 | Добавил: kcb10 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: