Пояснительная записка
В последнее десятилетие усиливается
интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются
региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в
организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе
факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в
учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой
деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций
по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.
Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы
юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие
массы учащихся, их родителей.
Дополнительная образовательная
программа «Школьный музей» относится к образовательной области «История
Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности
и реализации регионального компонента в образовании.
Минобразование России рассматривает музеи
образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного,
патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует
образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней
уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и
функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое
взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными
архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и
культуры.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического
воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной
активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в
поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
l Организация
поиска материалов для пополнения музейного фонда.
l Поиск,
исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей
семьи, школы, микрорайона, города, края;
l Учет
и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка,
систематизация и методическая обработка;
l Оформление
и экспонирование материалов;
l Организация
экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных.
Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
l Организация
научно-исследовательской работы
l Развитие
дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
Концепция
дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания
образовательного курса на основе изучения истории родного края через
методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции
различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для
создания итоговой композиции частной предметной итоговой технологии — музейной
педагогики.
Практическая
культурно-образовательная
деятельность
музея
Осуществляемый
в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого является
восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный
потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и
другие функции музеем.
Интеграция
музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные
направления работы:
l Информирование. Первичное получение сведений о музее,
составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание
электронных презентаций, электронных
архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на
уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на
страничке сайта школы.
l Обучение, Передача и усвоение знаний,
приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и
добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий
кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы,
географии, технологии.
l Творчество. Создание условий для стимулирования
творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов
дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических
игр, фестивалей и встреч.
l Общение.
Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами,
ветеранами, первостроителями города.
l Отдых.
Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз
в четверть), концерты, чаепития для ветеранов и гостей школы.
По
основной направленности программа
является развивающей (построена
на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся,
освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает
приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных
культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в
сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании
нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска
и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить
целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
По сложности программа является интегрированной,
т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы,
географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.
Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного
обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик:
- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач,
которые необходимо решить);
- технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо
представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти
оптимальное решение, способное не подавить
учащихся, а обогатить педагога и ребенка);
- технологии
имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении
обязанностей).
Последовательное изучение различных
проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.
Технологическую
основу программы образуем система организационных
форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой
присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к
истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.
Направления
деятельности:
·
Работа с музейной аудиторией, направленная на
формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к
общению с музейными ценностями.
·
Развитие способности воспринимать музейную информацию,
понимать язык музейной экспозиции.
·
Воспитание эмоций, развитие воображения и
фантазии, творческой активности.
·
Создание в музее условий, при которых работа с
аудиторией протекала бы более эффективно.
·
Использование и популяризация новых технологий
музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с
привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Формы организации работы с музейной
аудиторией:
· лекции;
· экскурсии;
· консультации;
· литературные
и исторические гостиные;
· киносеансы;
· встречи
с интересными людьми;
· исторические
игры, викторины;
· проектная
и исследовательская деятельность;
· использование
интернет – технологий;
· создание
видеопрезентаций;
· посещение
школьных музеев и музеев города и области;
· оформление
выставок, обновление экспозиций;
·
встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые
результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории г.
Армавира, Краснодарского края и страны,
умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти
факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края
с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории
родного края, гордости за его славное
прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и
независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня
патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В
развивающей сфере –
достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе
по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной
обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений
по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению
мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы,
тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие
творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих
работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в
сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня
гражданского и патриотического сознания школьников.
|